Санкт-Петербург, Невский проспект, 141

  Осницкий А.В.

 

Работа с программными компонентами жизненного пути личности

 

Задача повышения эффективности психотерапевтической помощи требует использования глубокой интеграции медико-биологического, социально-психологического и экзстенциально-духовного подходов к регуляции жизнедеятельности человека. Разработанный в нашем научном центре метод интегрально-синергетической психотерапии опирается на представление о человеке как многоуровневой, открытой и неустойчивой системе. Одной из главных задач метода является коррекция программ, определяющих структуру жизнедеятельности человека и его жизненный путь.

Исследования жизненного пути основываются, прежде всего, на материале личной истории человека, отраженной в его биографии. Личная история человека теснейшим образом переплетается с социально-экономическими и природными процессами как исторического, так и актуального времени. Она включена в систему исторических событий, происходящих во времени и пространстве жизни человека и выходящих за её пределы. Таким образом, специфика жизненного пути состоит в его исторической природе, понимаемой как включенность динамического состояния жизнедеятельности отдельной личности как в историю своего рода, так и в общий исторический процесс. Жизненный путь личности в значительной мере определяется программой жизненной стратегии, которая в своей основе формируется задолго до рождения человека. Проведенные нами исследования жизненных программ обнаружили достаточно четкие закономерности родовой фрактальности – повторяемости в различных поколениях событий, стилей взаимодействия, паттернов поведения, составляющих основу судьбы человека. В свете интегрально-синергетического подхода судьба определяется нами как предопределенная программа жизнедеятельности, формируемая под воздействием факторов наследственности, средового влияния и субъектной активности человека, которые находятся под постоянным влиянием трансцендентной энергийности. Последний компонент представляет собой уровень непредикативной трансцендентной реальности, обеспечивающей открытость и неустойчивость системы. Его влияние на другие компоненты создает условия динамичной изменчивости и стабилизации, необходимые для регуляции жизнедеятельности личности.

В практике интегрально-синергетической психотерапии учитываются все компоненты, формирующие программу жизненного пути личности. Так, первый этап базового психотерапевтического курса посвящен сбору и исследованию материалов родового анамнеза и жизненного пути пациента. На данном этапе проводятся психодиагностические исследования, определяется психосоматический статус и устанавливается этиология патологического психического или психосоматического расстройства. На базе полученных материалов проводится исследование наследственно-родовых факторов возникновения расстройства и механизмов его формирования в межличностных семейных отношениях, что позволяет прогнозировать дальнейшее развитие жизнедеятельности пациента. Осознание закономерностей развития жизненных стратегий создает условия для эффективного включения субъектной активности человека в управление внешними и внутренними компонентами своей жизнедеятельности. Данной работе посвящен второй этап психотерапевтического курса, на котором осуществляется активное формирование новых свойств и особенностей личности, изменяется тип мышления, стереотипы реагирования, вырабатываются новые стратегии выстраивания своего жизненного пути. Наиболее важным компонентом второго этапа является определение долгосрочного смыслообразующего целеполагания в программе жизнедеятельности человека. Однако осознание истоков своих проблем и выработка новых жизненных стратегий не являются достаточными для коррекции личности и её жизненного пути. Необходимым элементом является освоение нового опыта взаимодействия человека с миром и с самим собой. Решению этой задачи посвящен третий этап психотерапевтического курса. На третьем этапе осуществляется коррекция системы взаимоотношений пациента с его социальным окружением, отрабатываются конкретные навыки анализа обстоятельств и своих ситуационных задач относительно новых стратегий жизненного пути.

Таким образом, в ходе базового курса интегрально-синергетической психотерапии пациент имеет возможность приобрести основы новой стратегии выстраивания жизненного пути, основанной на личной субъектной активности. Важнейшим стимулирующим фактором, обуславливающим происходящие личностные изменения, является работа пациента по исследованию наследственно-родовых основ жизненного пути.

 

Опубликовано: Материалы научной конференции «Ананьевские чтения – 2010» –

СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2010