Санкт-Петербург, Невский проспект, 141

Осницкий А.В.

Интегрально-синергетический подход в психотерапии.

Многообразие и неоднозначность подходов к психокоррекционной работе и факторов, на неё влияющих, являются причиной возникновения серьезных проблем в выработке концепции подготовки специалиста и её осуществлении. Для эффективного решения задачи профессиональной подготовки специалистов исключительное значение имеет глубокая синергетическая интеграция медико-биологического, социально- психологического и духовного подходов. Психотерапевтическая практика зачастую сталкивается с необходимостью оперировать понятиями вечных проблем человеческого бытия, таких как судьба, смысл жизни, смерть, жизненный путь, ответственность, предназначение и т.д. Информационно-когнитивное обеспечение психотерапии опирается на новейшие учения социологии, психологии, культурологии, герменевтики и теологии. К сожалению, наша отечественная психиатрическая и психотерапевтическая системы подготовки специалистов оторваны от своих философских, исторических, психологических, культурологических и теологических основ и однобоко конструируются по образцу естественнонаучных дисциплин. Под интегрально-синергетической психотерапией мы понимаем целостную совокупность неразрывно связанных разнообразных информационных систем, охватывающих базисные проблемы существования индивидуума, заключенных в самоорганизующихся философских, биологических, социальных и психологических конструктах, которые оказывают значимое динамическое влияние на ход формирования и развития личности в её здоровом и патологическом состоянии. С точки зрения интегрально-синергетической психотерапии базовым компонентом любого психопатологического расстройства является не симптоматические проявления в виде неврозов, психопатий и других нарушений и не травмирующие события реальной действительности, а личностный индивидуально- уникальный тип реагирования на эти события. Психическая и психосоматическая сопротивляемость личности определяется системой отношений – психическим метаболизмом – обменом эмоциональными и информационными конструктами с окружающим миром. Следовательно, в основе любого психического и соматического расстройства лежат нарушения информационного взаимодействия человека с миром и с самим собой. Данные нарушения обусловлены, прежде всего, индивидуально-личностным аксиологическим конфликтом базовых экзистенциональных сфер жизнедеятельности, таких как – смысл жизни и смерти, ответственность, предназначение и др. Человек, как существо духовное, обладает активным и рефлексивным началом. Он постоянно включает в свое поведение знания о самом себе, и тем самым, вольно или не вольно, изменяет свое поведение. В результате приобретается новый опыт, который влияет на изменение самого себя и знания о себе. Таким образом, наш дух не может быть рационально изучен, поскольку, становясь объектом, он перестает быть нашим «Я». Для психотерапевтической работы по коррекции самосознания необходимы принципиально иные подходы чем те, которые используются сегодня в естественных науках и в частности в психиатрии. Психотерапия, как наука о духе и душе, черпает свои ресурсы из гуманитарной сферы – философии, психологии, социологии, филологии, культурологии и искусства. Отсюда следует, что клиническая реальность психотерапии совершенно иная, чем у психиатрии. Однако, и психиатрия и психотерапия имеют дело с общей клинической картиной психопатологических расстройств, что естественно требует интегрального единства естественно-биологического и гуманитарного компонентов. Таким образом, психотерапия в основе своей является синергетической дисциплиной, которая пока еще не сформировалась в единую, целостную науку. На синергетизм психотерапии указывал еще Жан Пиаже, утверждавший, что всякое психологическое объяснение рано или поздно заканчивается в другой дисциплине. Любое психологическое знание может существовать только на границе с другими науками, а не само по себе.

В процессе обучения интегрально-синергетической психотерапии уделяется большое внимание профессиональной и личностной коррекции специалиста, поскольку в основе психотерапии лежат, в первую очередь, личностные свойства самого психотерапевта, а профессиональные знания и навыки во вторую. По нашему мнению, любая психотерапевтическая методика или техника базируется на личностных особенностях взаимодействия с окружающим самого психотерапевта. Этими особенностями определяется техника и стиль работы с пациентом. Естественно, что личностные свойства не являются «вещью в себе», а активно взаимодействуют с окружающей эмоциональной и информационной сферой. Исходя из этого, психотерапевт должен обладать достаточно широким кругозором и объёмной информационной базой, состоящей из активно используемых и управляемых комбинаций знаний в областях философии, психологии, медицины, культурологи и богословия.

Опубликовано: Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения –

2005». – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.