Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, дом 4

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Осницкий А.В. 

 

Сексуальное здоровье семьи

 

Семья – один из важнейших социальных институтов современности. В семье закладываются, формируются и развиваются основы всех аспектов жизнедеятельности человека. Одним из главных показателей психосоматического здоровья является степень  адаптированности личности к условиям  окружающей социальной среды. Проблема адаптации – дезадаптации личности является ключевой в динамике соматического, психического, сексуального, личностного, профессионального и социального развития.           

Сексуальное здоровье рассматривается многими исследователями как неотъемлемая часть общего психического и психосоматического здоровья личности. Семья как первичная группа определяет целостное формирование личности и является основным фактором, влияющим на психосоциальное здоровье человека. Основные формы социальных,  межличностных отношений, в том числе и сексуальных, формируются в раннем детстве, которое, в свою очередь, детерминировано установками и ценностными ориентациями семьи. В семье закладываются основы  культуролизации и социализации личности.

Сам по себе акт рождения является для ребенка мощнейшим стресс-фактором. В корне меняются все предыдущие условия жизни. В пренатальном периоде плод находился в условиях максимальной защищенности, во влажной среде с постоянной температурой и непрерывным питанием. В момент родов все эти условия катастрофически рушатся – отходят воды, спазматические схватки выталкивают ребенка через сдавливающие каналы родовых путей. Родившийся ребенок оказывается в агрессивном «обжигающе» холодном (после температуры 36,6) мире, неприятном для него по химическому и ферментному составу. Нервно-психическое и соматическое напряжение, которому подвергается ребенок во время родов, более чем в два раза превышает напряжение, испытываемое роженицей. После рождения ребенок вступает в сложные взаимоотношения с окружающим миром, ему приходится усваивать множество запретов, ритуалов и условностей. Детство – один из самых тяжелых периодов жизни человека. Здесь все происходит впервые, все требует максимального напряжения сил для адаптации к постоянно меняющимся условиям и правилам жизнедеятельности. После рождения происходит первое глобальное отчуждение индивида, и в формирующемся сознании появляются «Я» и «не Я». С этим «не Я» приходится как-то жить, занимать по отношению к нему какую-то позицию. В возрасте 1,5 – 2 лет в сознании ребенка происходит сексуальная дифференциация. Он осознает свою принадлежность к мужскому или женскому полу. Это осознание ставит перед ним новые, более сложные, задачи. Он принимает необходимость освоения и реализации своей социально-половой программы – будущего создания семьи и обеспечения ее стабильности. Освоение этих основных характеристик полоролевой программы жизнедеятельности происходит через игровую деятельность, за счет подражания родителям и посредством освоения социальных, внутрисемейных, внутриличностных и наследственных факторов. Игровая деятельность раннего детского возраста носит ярко выраженный характер половой дифференциации. Девочки играют в «дочки-матери», а мальчики - в «казаки-разбойники». В игровых группах закладываются основы будущей личности, формируются черты характера и базовые стереотипы взаимодействия с социумом. В группе ребенок занимает определенную позицию, которая определяет его социальный статус. Потеря или понижение статуса, как правило, имеет психотравмирующие последствия, поэтому иерархия, состав и структура группы относительно стабильны. Стабильность особенно выражена в отношении половой дифференциации состава. Прессинг конкурентной борьбы «за место под солнцем» происходит внутри однополых групп достаточно долго – до 10 – 12 лет. В этот период бурное развитие эндокринной системы приводит к сдвигу в диапазоне психического отражения. Вследствие происходящих изменений у ребенка могут появляться признаки невротического расстройства и внутриличностного конфликта. С одной стороны, он начинает испытывать тягу к лицам противоположного пола, с другой – испытывает чувство страха перед возможной  потерей своего статуса в случае временного перехода в игровую группу противоположного пола. Психологическая защита от данной опасности, как правило, реализуется посредством провоцирующего поведения и агрессии. В таком состоянии нервно-психического напряжения проходит весь пубертатный период. Возраст с 12 до 16 лет характеризуется повышенной возбудимостью и гиперсексуальностью. Происходит тотальная эротизация внутреннего и окружающего мира. Иногда это может приводить к таким сексуальным девиациям, как групповой секс, гомосексуализм, развратное поведение или сексуальное насилие. Поскольку эта сторона жизни подростков для родителей является тайной за семью печатями, то вполне естественно, что и отношения между ними характеризуются обостренно болезненной напряженностью. Необходимые сведения о различных аспектах сексуальной жизни молодое поколение обычно получает вне дома. Для родителей получение информации о детских сексуальных опытах, иногда вполне естественных и весьма невинных,  производит эффект разорвавшейся бомбы. Иногда такая информация становится поводом для разгула родительских репрессий. Ничего, кроме невротизации и отчужденности отношений, эти репрессии не дают. Более того, подобное реагирование родителей может привести к появлению различных форм сексуальных извращений и образованию патологической зависимости. Патология может проявляться в виде эмоцианально-чувственной зависимости, когда ребенок «привязывается» к родителям до такой степени, что не может  в будущем построить адекватные отношения с лицом другого пола и создать семью. Возможно образование информационной зависимости, когда ребенок с головой уходит в виртуальные компьютерные системы или религиозные секты и организации тоталитарного толка. Возможны также проявления игровой (казино, игровые автоматы) или алкогольной и наркотической зависимости.

При  сексуально-репрессивном стиле семейных отношений часто происходит смещение сексуальных ориентаций, что приводит к образованию гомосексуализма. Результатом подобных отношений является формирование страха перед противоположным полом и снижение возможности осуществления контактов. Как правило, манифестация гомосексуальных наклонностей происходит в подростковом возрасте, который характеризуется бурной динамикой развития физиологических и психических структур личности. 

Обычно, говоря о наследственности, ученые-исследователи и врачи-практики подразумевают лишь её генетический аспект. Однако существует и другая, не менее важная, сторона этого фактора - психологическая наследственность. Человек, как биосоциальное существо, обладает соответствующей психосоматической структурой. В соответствии с этой структурой, наследственные факторы проявляются в двух  соответствующих аспектах. Генетический аспект соответствует соматической биоструктуре, а психологический аспект - психической социоструктуре. Формирование первого происходит в пренатальный период жизни, а второй длится от момента зачатия до завершения формирования структур личности. Механизм формирования психологической наследственности, длящийся в пределах первых двадцати лет жизни человека, представляет собой сложную структуру социально-психологического взаимодействия как отдельных индивидуумов, так и малых социальных групп, представляющих различные поколения. Базой формирования факторов психологической наследственности являются внутрисемейные отношения. Семья для ребенка является основной, референтной социальной группой представителей окружающего мира. Эта группа обладает стабильным устойчивым положением, которое обеспечено адекватными стереотипами отношений, способами коммуникации и взаимодействия с социальным окружением. Данные исследований и опыт психотерапевтической практики показывают, что основное формирующее воздействие ребенок воспринимает от родителя противоположного пола, который программирует наследование черт характера, ценностных ориентаций, образа жизни и, в конечном счете, судьбы. Родителя своего пола ребенок подсознательно воспринимает как образец подражания, соответствующий его полоролевой жизненной программе. Из этого следует, что базовый механизм формирования личности ребенка и, соответственно, всей программы его дальнейшей жизнедеятельности  реализуется не столько в системе взаимоотношений «родитель-ребенок», сколько в системе «родитель-родитель». Иначе говоря, основой формирования личности ребенка являются взаимоотношения родителей. Этот факт опровергает бытующее мнение о воспитательном процессе как целенаправленном взаимодействии взрослых и детей. Исторически достоверным фактом является то, что времени на воспитание детей у родителей всегда не хватало. Целенаправленное воздействие осуществлялось няньками, гувернерами, педагогическими учреждениями; тем не менее, дети воспроизводили черты характера, личностные особенности и стили жизни своих родителей.  Если отношения между супругами гармоничны и опираются на чувство любви и взаимоуважения, то один из родителей на невербальном уровне, а зачастую и  неосознанно, программирует ребенка противоположного пола на соответствующее отношение к другому родителю, с которым ребенок идентифицируется и которому подражает. В том случае, если отношения между супругами негативны, конфликтны и характеризуются повышенным уровнем нервно-психического напряжения со всеми возможными психопатологическими, психосоматическими и психосоциальными проявлениями, происходит закладывание соответствующей негативной программы. Закладывание негативной жизненной программы способствует наследованию различных форм психиатрических, психосоматических заболеваний и медико-социальных проблем.

 

                                    

                     Схема психологического наследования личностных характеристик и стилей жизни.

 

Наследуемые патологические состояния зависимости и негативные жизненные программы усугубляются от поколения к поколению, что способствует возрастанию наследственной предрасположенности и снижению порога пускового фактора заболеваний. Механизм формирования контекста жизнедеятельности определяется законом цикличной психодинамики, который предусматривает непрерывное накопление и качественное цикличное преобразование психических, психосоматических и психосоциальных процессов и состояний личности. Образ жизни человека формирует стиль его отношений с окружающими, который, благодаря психической функции отражения, определяет состояние психики человека. Психические процессы и состояния оказывают свое мощное влияние на деятельность соматической структуры организма, которая, в свою очередь, определяющим образом воздействует на формирование образа жизни. Например, в семье с конфликтным деструктивным стилем отношений у супругов возрастает нервно-психическое напряжение и взаимная отчужденность. При этом возникают невротические расстройства, приводящие к сексуальной дисгармонии. Дисгармония сексуальных отношений, в свою очередь, приводит к относительно стойкой психосоматической  патологии, выражающейся в прогрессирующей импотенции и аноргазмии. Наличие подобной патологии способствует укреплению деструктивного стиля семейных отношений и росту нервно-психического напряжения. Таким образом осуществляется действие психодинамического цикла.  Учитывая, что процессы психологической наследственности, в отличие от генетической, занимают длительный временной период и находятся в лабильном динамическом состоянии, мы имеем возможность реального влияния на их коррекцию. Исходя из этого положения, к лечебной практике семейного врача вполне можно применить формулу «n+1»

 Понятно, что одной из основных сторон жизнедеятельности семьи и формирования и развития личности являются сексуальные отношения.