Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, дом 4

 

Заседание клуба ОКО 04.02.2017

Первая часть заседания была посвящена обсуждению видеороликов, которые мы продолжаем выпускать с президентом клуба. Последние ролики были посвящены проблемам детей в семье. Члены клуба высказывали свое мнение о материалах освещенных в этих видеороликах, озвучивали свое мнение о дальнейшей стратегии развития видео серии и способов ее популяризации.

Вторая часть заседания представляла собой тренинг. Всем участникам требовалось разбиться по парам и задать друг другу по пять вопросов. Все вопросы в тренинге были одинаковые. Кроме того требовалось не только получить ответы, но и подробно узнать о том почему именно так думает собеседник. После этого каждый участник должен был сделать презентацию ответов своего партнера для всей группе. Задачей тренинга являлась четкость передачи мнения своего партнера без искажений и собственных интерпретаций. Кроме правильности передачи информации также требовалось проявить качества оратора то есть: связь с аудиторией, донесение информации до слушателя, выразительность и четкость речи. По окончании работы участники делились друг с другом впечатлениями от каждой презентации.


Заседание клуба ОКО 21.01.2017

В первой части заседания была проведена групповая работа, заказчиком которой выступил один из членов клуба. Вопрос касался выстраивания приоритетов между материнской и женской функциями. С одной стороны выступает функция материнства с ее стремлением проявлять заботу о ребенке, а с другой стороны потребность женщины в мужском внимание и желании это внимание к себе привлечь. То есть во время обсуждения выявилась разнонаправленность этих двух векторов: в первом случае это позиция отдачи и движение от себя, в во втором притягивание к себе, забота о собственной нужде. И именно непонимание природы этих двух явлений, то есть что значит быть матерью или что значит быть женщиной может приводить к дискомфорту.

Вторая часть заседания была посвящена чтению главы книги, над которой продолжает работать президент клуба. На этот раз глава была посвящена истории семьи в Российской империи во второй половине 19-го века. Рассматривался весь комплекс проблем перехода России от крепостнической формации социального миропорядка к упразднению крепостного права и появлению новых форм капиталистических отношений. Эти процессы имели непосредственное влияние на все слои русского общества и на семейные отношения в частности. Псевдогуманистические идеалы "свободы", "равенства", "братства" и личной независимости расшатывали традиционные устои общества. Например рост эмансипации и свободы женщин, возникший вследствие капитализации экономики явили к жизни новые формы семейных и межличностных отношений. Таким образом в семье наблюдались процессы дальнейшего разрушения начавшиеся еще столетия назад.


Заседание клуба ОКО 03.12.2016

Первая часть заседания была посвящена обсуждению художественного фильма Валерия Тодоровского «Любовник» 2002 г. Во время обсуждения выявились такие основные мотивы повествования режиссера, как: измена и ее последствия, невключенность в жизнь главных героев и игнорирование жизненных обстоятельств, расплата за совершенные героями проступки, сосредоточенность героев на себе и невнимательность к другим людям. Также члены клуба вспомнили другие фильмы с похожими сюжетами, где за свои злодеяния герои несут расплату. К концу обсуждения выявился основной мотив фильма Тодоровского и многих других похожих фильмов, это приспосабливание или привыкание человека к жизни со злом, то есть зло становится нормой и фоном жизни человека.

Во второй части заседания один из членов клуба делился своим опытом посещения предсказательницы. Президент клуба отметил два аспекта подобных практик: первая это доступ к определенной информации, которая может быть полезной и ей можно воспользоваться, и второй это аспект обрядововых мистерий с сознанием человека, где с помощью манипуляций с клиентом экстрасенсы и предсказатели пытаются исправить состояние жизни человека без его сугубых усилий. Президент клуба указал на особенную опасность для человека прибегание к каким-либо обрядам, так как вместо работы человека над самим собой, ему предлагают снять с себя ответственность и отдаться в руки неизвестных сил.


Заседание клуба ОКО 19.11.2016

Первая часть заседания была посвящена встрече с епископом апостольской православной церкви владыкой Григорием. На этой встрече обсуждались темы веры, религии, проблемы современного мира. Владыка отвечал на вопросы членов клуба об отношении АПЦ к сексуальным меньшинствам, военным конфликтам и отношениям к другим церквям, конфессиям и религиям. Беседа протекала свободно, непринужденно и сформировала ряд новых важных вопросов, над которыми членам клуба придется серьезно размышлять в ближайшее будущее.

Вторая часть заседания была проведена без гостя клуба и была посвящена обсуждению организационных вопросов.


Заседание клуба ОКО 06.11.2016

В первой части заседания была проведена групповая работа, заказчиком которой выступил президент клуба. Для работы был предложен вопрос о том, почему на опубликованный в интернете видео ролик, где рассказывалось о проблеме управляемости и неуправляемости во взаимоотношениях, не поступило никакой реакции со стороны членов клуба «Око», при том, что реакция со стороны других пользователей сети поступила? Члены клуба высказали свои причины не реагирования на публикацию. В основном они сводились к тому, что у членов клуба не было времени или возможности отреагировать на публикацию. Также высказывалось мнение о том, что отсутствие реакции на публикацию прежде всего связано со страхом перед тяжестью обсуждаемой проблемы и нежеланием рассматривать и анализировать грустные, безрадостные и болезненные темы. Кроме того, были высказаны мнения о том, что просьба президента об отзывах на публикацию носят по отношению к членам клуба «Око» якобы манипулятивный характер, хотя президент открыто просил о поддержке его позиции или аргументированном ее отрицании. В ходе мотивационного анализа было выяснено то, что именно это отсутствие какой-либо реакции на публикацию и показало реальную позицию занимаемую членами клуба, а именно позицию страха, избегание и игнорирование серьезной сложной проблемы с которой потенциально может столкнуться каждый. Далее обсуждение перешло на личную семейную ситуацию президента клуба, где некоторые члены клуба пытались убедить президента в неправильности его действий и занимаемой им позиции, и более того в неадекватности ожиданий связанных с публикациями видео материалов в интернет сети. В результате работы выявились два важных аспекта проблемы. Во-первых, проблема занятия принципиальной позиции или отказа от неё. Во-вторых, проблема нормальности существования зла, когда показатель большинства оправдывает его и считает вполне допустимым по формуле: “Если все говорят, что это нормально - значит это нормально”. В данном случае, аргумент того, что “все считают так” не отражает объективных свойств предмета или явления. Например, в СССР подавляющее большинство славословили компартию и диктатуру пролетариата, а в третьем рейхе столь же массово поддерживали истребление евреев, что в конечном итоге оказалось ложными и безнравственными позициями. То есть, если человек совершает зло по отношению кому-либо или чему-либо, и если таких случаев много, это не значит, что зло это нормально. Только занимая принципиальную позицию, человек может рассчитывать на действенную борьбу с ним. В противном случае, отказ от какой-либо позиции, безразличное молчание по отношению к злу, насилию или агрессии, приводят к росту и распространению этих явлений. В данном случае только разрешение принципиальных вопросов и признание зла злом могут позволить выстраивать здоровые отношения. Замалчивание и равнодушие порождает и укрепляет зло, которое, в свою очередь порождает и укрепляет страх, который в дальнейшем приводит к трусливому молчанию и равнодушию. Как правильно упомянул президент слова Бруно Ясенского: "Не бойтесь друзей – в худшем случае они могут Вас предать. Не бойтесь врагов – в худшем случае они могут Вас убить. Но бойтесь равнодушных, ибо именно с их молчаливого согласия совершаются на земле все предательства и убийства".


Заседание клуба ОКО 22.10.2016

Заседание было посвящено обсуждению творчества режиссера Юрия Норштейна на примере мультфильмов "Сказка сказок" и "Ёжик в тумане", которые были предложены одним из членов клуба. Участники дискуссии делились впечатлениями от мультиков, высказывали свои мнения о том, как они понимают эти произведения. В конце заседания обсуждались организационные вопросы.


Заседание клуба ОКО 08.10.2016

Первая часть заседания была посвящена чтению главы книги, над которой продолжает работать президент клуба. На этот раз глава была посвящена истории семьи в Российской империи в19-м веке. В России, как и в развитых странах Европы и Америки проистекали процессы экономического развития, хотя и в более замедленном темпе. В отношениях господствующих классов заявлялись высокие нравственные стандарты чистоты и верности, а в реальности порой царил разврат, и нарушение декларируемых норм и правил.

Во второй части заседания были проведены две байлентовские группы. В первой рассматривался запрос одного из членов клуба касательно темы успешности. Запрос сводился к тому, как обнаружить и выявить факторы влияющие на успех. В ходе работы группы, благодаря формулировке вопросов можно было структурировать полифакторность явления успешности. В частности одним из ключевых выводов было то, что успешными становятся те области в которые больше всего вложено сил, компетентности и труда. Во второй байлентовской группе рассматривался запрос на выбор стратегии поведения в ситуации, когда сестра и ее муж пытаются переложить ответственность на родственницу. В процессе обсуждения была выявлена стратегия поведения, на о снове анализа реальных причин конфликта. Именно недостаточность анализа переноса проблемы в другие отношения и делало эту ситуацию как-будто бы неразрешимой.


Заседание клуба ОКО 24.09.2016

Заседание клуба «ОКО» представляло собой открытую лекцию на тему основ психопатологии. В лекции раскрывалась вся комплексность картины психопатологической симптоматики. В частности говорилось о различных степенях психических расстройств, то есть своего рода уровней или регистров: где от области психологического здоровья, включающем в себя психологические особенности, мы переходим в область невротических расстройств, и далее в область серьезных психологических патологий таких как: психопатии и психозы. По окончании лекции слушатели задавали вопросы.


Заседание клуба ОКО 10.09.2016

Первая часть заседания была посвящена обсуждению видео интервью президента клуба на радио свобода.

Вторая часть заседания была посвящена балинтовской группе. Запрос работы касался того, что один из членов клуба был не удовлетворен своей ситуацией связанной с работой и положением в семье. В процессе ознакомления с проблемой, выяснилось, что цели, которые преследует человек не совпадают с его актуальными приоритетами. Данное несовпадение делает невозможным выполнения заданной цели его деятельности. Выявив проблему, участники обсуждения предложили свои рекомендации для решения ситуации.


Заседание клуба ОКО 27.08.2016

Первая часть заседания была посвящена обсуждению планов работы клуба на текущий год, стратегии развития психологического центра. Также обсуждалась видео программа, над которой работал президент и секретарь клуба.

Во второй части заседания развернулась дискуссия о том, является ли позитивное кино допингом, создающим хорошее настроение или, в значительно большей степени, оно является защитным инструментом, уводящим зрителя от проблем и соответственно способов их решения. Президент клуба и его оппонент вступили в своего рода спор о том является ли допинг добром или злом? С помощью коллективной дискуссии членов клуба и силами самих спорящих удалось выстроить взаимопонимание и диалог. В конце обсуждения президент клуба обратил внимание участников заседания на то, что спор был тренингом, который в принципе запланирован не был.

Оставшаяся часть времени была посвящена планам развития.


Заседание клуба ОКО 09.07.2016

Первая и вторая части заседания были посвящены чтению главы книги, над которой продолжает работать президент клуба. На этот раз глава была посвящена 19-му веку. Речь шла о передовых странах той эпохи, а именно о Англии, Франции, Германии, Австрии и Соединенных штатах Америки. В частности 19 век предстает перед нами в сложном комплексе глобальных изменений в обществе в целом, и в семейных отношениях в частности. На фоне индустриальной революции, роста капитализма происходят сильнейшие изменения в социальной жизни людей, что естественно сказывается на состоянии семьи. В первой части главы говорится о стереотипах 19-го столетия с его образами честных и порядочных джентльменов и целомудренных, пуританских дам, но при ближайшем рассмотрении дальнейший анализ вскрывает всю противоречивость между декламируемыми лозунгами и реальной жизнью.

Так например: брак становится формальной сделкой или куплей-продажей, где мужчина или женщина могут продавать себя в качестве жениха и невест в обмен на деньги, статус, положение в обществе. Хранить верность становится совершенно необязательным, а свои сексуальные потребности можно удовлетворять вне рамок семейных отношений. В 19-ом веке как никогда раньше получают распространения дома терпимости, бордели, варьете, дома встреч.

Если высшие и средние слои населения капиталистических стран могли себе позволить, хотя бы формальное создание семьи, то в низших эксплуатируемых классах семье практически не находится место. Таким образом беспорядочный секс и алкоголь становится единственным утешением в тяжелейшей жизни крестьянина и рабочего. В целом в 19 веке продолжается начатое в эпоху возрождения уничтожение семьи, заменяя ее на систему товарно-денежных отношений, основанных на безудержном стремлении к потреблению всего и всех.

В заключительной части заседания обсуждались административные вопросы.


Заседание клуба ОКО 18.06.2016

Заседание клуба было посвящено работе балинтовской группы, где обсуждался вопрос одного из членов клуба о том: какие его личностные особенности вызывают сброс на него агрессии необоснованной объективными обстоятельствами предыдущих отношений.

В процессе обсуждения выявилось такое явление, что члену клуба в результате своей открытости и веры в лучшие человеческие качества, порой сталкивается с их обратными негативными сторонами. Таким образом, член клуба периодически сталкивается с инертностью индивидуальных психологических процессов, искажающих мировосприятие партнеров по коммуникации. А при этом часто бывает, что человек, получающий указания на эти искажения, начинает проявлять агрессию по отношению к источнику обратной связи. При этом, восприятие, осознание и понимание реальности, человеком проявляющим агрессию становится несовместимым с позициями, которые утверждаются в клубе психологической культуры. Это, к сожалению, может приводить к утрате взаимопонимания и прекращению отношений

В заключении говорилось о том, что члену клуба, имеющему перед собой высокие цели помощи людям приходится порой сталкиваться со сложностями их осуществления . Для наиболее оптимальной реализации своих целей ему следует повышать свой ресурс, вырабатывая новый стиль и форму общения в каждом отдельном случае.


Заседание клуба ОКО 28.05.2016

Заседание клуба было посвящено анализу произведения Льва Николаевича Толстого «Крейцерова соната». Президент клуба предложил членам клуба высказать свое мнение по поводу этого произведения и ответить на вопрос: о чем же эта повесть? По мере высказывания различных мнений сформировалась тема предательства и измены , вокруг которой развивалось все обсуждение. Перекладывая эту проблематику из литературного жанра в реальную жизнь члены клуба высказали свое мнение о ситуации измены и того как к этому относиться. Мнения разделились на то, что измену простить можно, и на то, что измену простить нельзя. В данном контексте президент клуба указал на то, что прощение или не прощение это по сути своей является общим делом вовлеченных в конфликт людей, поскольку если изменивший(ая) не раскаивается и не просит прощения, то преданный(ая) не имеет возможности его/её простить. Прощение же только со стороны преданного(ной) может быть латентным убийством, либо того, кто предал, либо самого себя, так как прощающий позволяет травмировать себя дальше, продолжая отношения со своим предателем. Обсуждение развернулось в плоскости поиска оптимального решения, где не было бы проявления агрессии и уничтожения предателей или угнетения себя самого.

Также обсуждался вопрос того, что влечет человека к измене? Озвучивались такие факторы, как то, что партнер ищет того, что не находит в имеющихся отношениях. Кроме того, один из партнеров, имея определенный дискомфорт в отношениях, может предпочесть не обсуждать и тем самым не решать возникшую проблему со своим партнером, а искать решения на стороне с другими людьми. Также речь шла о проявлении эгоизма, где ради мимолетной прихоти и каприза человек может переступать через отношения выстраиваемые годами и страдания близких людей. В заключении обсуждения выявилась такая мысль, что выстраивание отношений может быть тяжелым и не самым комфортным процессом. Негативный жизненный опыт человека, инертность, сообщаемая ему жизненной программой его родового древа, а также динамический характер любых психологических процессов - все эти факторы могут активно сказываться на выстраивании межличностных отношений в паре.


Заседание клуба ОКО 19.03.2016

Первая часть заседания была посвящена чтению главы книги о периоде 18-го века в Российской империи. Члены клуба прослушали новую редакцию главы и высказали свои мнения по поводу внесенных изменений.

Вторая часть заседания, по предложению президента клуба, была посвящена обсуждению фильма датского режиссера Ларса фон Триера «Нимфоманка». Главный вопрос, на который было предложено найти ответ: о чем этот фильм? В процессе обсуждения выявились несколько основных тем: во-первых, тема сексуальности, которая в последнее время в авторском кино не столь часто поднимается, во вторых тема природы и проявления зла. В частности отмечалось, что в большинстве фильмов фон Триера, режиссер обращается к теме развития зла и его последствий для героев его кинематографических произведений. Также были проанализированы психологические корни того, что главная героиня становится нимфоманкой, но данный анализ выявил, что предпосылок к этому отклонению не обнаруживалось. Поиск ответа на этот вопрос склонился в пользу религиозно-мистических объяснительных систем познания. Вдобавок к этому проводилась параллель с глобальными процессами, происходящими в европейской ментальности, направленной на псевдонаучные биологизаторские интерпретации человеческих состояний и отношений. Здесь обнаруживалась перекличка с философским трудом Освальда Шпенглера «Закат Европы» .

В последней части заседания обсуждался вопрос о состоянии психологического центра и стратегий его развития.


Заседание клуба ОКО 05.03.2016

Первая часть заседания была посвящена продолжению чтения главы книги, над которой работает президент клуба. Глава была посвящена периоду 18 го века. Описывались особенности семейных отношений на примере августейшего двора Российской империи. В частности подчеркивался факт развала традиционных патриархальных отношений и переход в формат более либеральных и свободных формаций брака. После чтения развернулась небольшая дискуссия, где члены клуба выражали свои мнения и пожелания к форме и структуре будущей книги.

Вторая часть заседания была посвящена теме поднятой одним из членов клуба. Вопрос о том, как сохранять уверенность в себе в различных ситуациях? А именно: как не боятся того, что на тебя может быть проявлена агрессия, либо решение какого-то вопроса будет решено не в твою пользу, как сохранить самообладание, уверенность в себе? В конечном итоге, как избежать падения самооценки в виду неблагоприятного исхода дела? Обсуждение этого вопроса выявило два основных фактора влияющих на восприятие ситуации: в первом случае это обстоятельства, когда решение того или иного вопроса не зависят от самого человека, этим и вызывается страх и волнение за то решение, над которым человек власти не имеет. Второй фактор - это мнение самого человека о себе самом, то есть его самооценка. В контексте проблемы самооценки, дальнейшее обсуждение темы привело к выводу, что самооценка формируется под влиянием окружающих людей и их мнений о человеке. Таким образом, для улучшения самооценки требуется окружение, которое бы принимало, уважало, хорошо относилось к человеку - тогда и самооценка начнет повышаться. В противном случае, человек, окруженный неблагоприятной, враждебной средой идет по пути доказательства и утверждения в этой негативной среде того, что он не так уж плох, и достоин лучшего к себе отношения. Главным резюме в обсуждении всех многочисленных вопросов касающихся самооценки, уверенности в себе, умению без страха взаимодействовать с людьми было то, что необходимо стремится окружать себя дружелюбными лояльными людьми, которые будут поддерживать, благосклонно относиться к человеку, тем самым поднимая его самооценку до комфортного приемлемого уровня. И кроме того необходимо проявлять свою субъектную активность во взаимодействии с окружающими. Посредством своего поведения необходимо формировать у них в отношении себя положительные и конструктивные внешние оценки.


Заседание клуба ОКО 06.02.2016

Первая часть заседания была посвящена чтению главы, над которой продолжает работать президент клуба. В этот раз освещался широкий спектр проблем и факторов влияющих на семейные отношения вне контекста исторического материала. Рассматривались такие явления, как синергия, то есть соработничество в процессе формирования семейных отношений; базовые эмоции: страх и любовь; вопросы такого понятия как реальность, которая в свою очередь может подразделяться на субъективную, объективную и на трансцендентную, то есть не имеющую никаких видимых признаков, но, тем не менее, проявляющую себя. После прочтения материала, члены клуба высказывали различные мнения и предложения по поводу возможных изменений и редактирования текста главы.

Вторая часть заседания была посвящена риторике и в частности чтению стихов. Главной задачей было донести смысл стихотворения до слушателей. Прочитавшие свои стихи получали отзывы и мнения остальных членов клуба.


Заседание клуба ОКО 26.12.2015

В первой части заседания были представлено продолжение книги над которой работает президент клуба. На этот раз освещалась Османская империя и особенности семейного уклада мусульманского мира в исторический период европейского Ренессанса, то есть 14-16 века. Основой уклада мусульманского мира было непререкаемое величие и власть Султана - правителя страны. Главной структурой семейного уклада стран востока являлся гарем султана, все остальные вельможи и знатные люди копировали в малых моделях систему принятую на самом верху. Лишь самые простые и незнатные слои населения жили моногамными браками, с доминированием мужчины. Например муж мог прибегать к насилию и побивать свою жену, если она его не слушалась. Представители более состоятельных слоев населения имели несколько жен, то есть семейные отношения были полигамными. Главным эталоном этих полигамных отношений был глава государства, то есть султан. При абсолютной власти султана, вторым лицом в гореме была его мать. Далее шли его жены, где главной была первая жена. По законам шариата султан мог иметь максимум 4 жены, кроме того в гареме было большое количество фавориток, которые представляли собой второй по рангу уровень после жен, далее третьим уровнем шли одалиски. Общее количество женщин в гареме было около 700. Султан должен был выполнять свои супружеские обязанности с пятницы на субботу, разделяя свое ложе с одной из жен, а в другие дни мог придаваться страсти с любыми другими женщинами своего гарема. Сам султан жил отдельно, в собственном дворце. Гарем же был огромной самостоятельной структурой, где кроме жен, фавориток и одалисок жили многочисленные родственницы и дети султана, так же было огромное количество прислуги и обслуживающего персонала. В гареме девушки проходили всестороннее обучение наукам, языкам, искусствам, а так же обучались искусству любви. Порядки в гареме были очень строгими и суровыми, так, например за провинности девушки могли быть наказаны. Для этих целей в гареме имелась комната пыток. Степень наказания зависела от провинности и могла варьироваться от легких побоев до мученической смерти, например быть замурованной в кожаный мешок и выброшенной в пролив Босфор. Жизнь многих девушек начавшаяся в гареме, в случае своей невостребованности, там и заканчивалась. Фактически гарем покинуть было невозможно. За порядком и устройством гарема следили так называемые черные евнухи, то есть представители африканских народов. Делалось это с целью того, что возможная измена женщин будет сразу выявлена в случае рождения ребенка. Внешний же контроль над гаремом осуществляли белые евнухи. Чаще всего они занимали очень высокий пост при султане. Жены могли покидать территорию гарема, но только со своей свитой и охраной. По факту мир ислама вращался вокруг жизни гарема, а структура государства представляла собой Султана, его армию и его гарем. Все остальные вельможи и высокопоставленные лица копировали структуру и образ жизни главного правителя. В целом семейный уклад мусульманской семьи был очень стабилен и практически никогда не менялся, оставаясь верным своим традициям.

Во второй части заседания обсуждался вопрос выбора стратегии продвижения видео роликов в социальных сетях о семинаре, проведенным президентом клуба. Также обсуждались планы встречи на кануне Рождества. Кроме того обсуждался вопрос поднятый администратором клуба о посте, который опубликовал один из участников клуба, где требовал пересмотра отношения к его работе над форумом. Он был не согласен с тем, что его работа не пригодилась, а более того выступила в роли инструмента приведшего к расколу клуба и уходу из него практически половины состава. Оппонент утверждал, что не смотря на негативную роль, которую сыграл при развале клуба форум, он имеет полное право на существование и просил его использовать как инструмент разбора своих психологических проблем и неразрешенных конфликтов с президентом клуба. На эти аргументы президент клуба обозначил свою негативное отношение к форуму, как инструменту психотерапевтической работы, указывая на то, что эффективной работой может быть только живое непосредственное общение. Дальнейшие аргументы выдвинутые другими членами клуба в адрес заказчика темы обсуждения не привели к разрешению конфликта между оппонентом и президентом клуба. В конце обсуждения члены клуба и в том числе президент лично предложили полную готовность помочь заказчику обсуждения решить его неразрешенный конфликт в рамках заседания клуба ОКО.


Заседание клуба ОКО 12.12.2015

В первой части заседания были представлены некоторые главы книги над которой продолжает работать президент клуба. На этот раз освещались события в Московской Руси которые исторически соответствуют периоду европейского Ренессанса. В целом этот период тоже как и европейский, характеризуется упадком ценности семьи и происходят процессы ее разложения. Кроме того эти процессы отягощаются постоянными междоусобными войнами и набегами монголо-татар. Под действием этих процессов Русь становится безграмотной, закрываются или уничтожаются храмы, сама жизнь проходит на фоне бесконечных разорительных военных набегов. В семейной жизни нравы падают, и не смотря на многочисленные попытки церкви регламентировать семейную жизнь, например выпуск документа представляющий собой свод правил семейной жизни «домострой», этот процесс не останавливается. Суровые наказания, которым мог подвергать муж свою жену мало способствовали укреплению нравственности. Так например свадьбы имея свои корни еще в языческих традициях представляли собой очень специфическое мероприятие. В нем соседствовали христианская традиция венчания с ее торжественностью, целомудрием, самоограничением и языческие традиции уходящие корнями в оргиастические праздники. Таким образом на свадьбе гости могли вступать в сексуальные связи с несколькими партнерами, не смотря на то, что церковь это не приветствовала. Более того, если в семье выдавали за муж дочь или женили сына, с ними могли вступать в сексуальную связь свекровь или зять. В целом наиболее характерной формой семьи того периода была большая патриархальная семья включающая несколько поколений. Не смотря на попытку церкви вмешиваться во внутресемейный уклад, семья в России оставалась сугубо независимой структурой и решала свои внутресемейные вопросы самостоятельно с явным доминированием мужчины.

Вторая часть заседания была посвящена вопросам продвижения сайта психологического центра и стратегии рекламы и промо видео роликов.


Заседание клуба ОКО 28.11.2015

Первая часть заседания была посвящена проблеме поднятой одним из участников клуба. В частности его волновала проблема помощи человеку: Стоит ли помогать? Как помогать? Помогать ли в случае когда самого призыва к помощи нет, а есть просьба о сочувствии и разделении страданий? В процессе дискуссии выявились следующие аспекты: что помогать имеет смысл тогда, когда человек сам хочет что-то изменить, а не переложить проблему на помогающего. Вторым аспектом помощи было то обстоятельство, что психологическая помощь может быть не очень приятным и комфортным процессом, и в таком случае человеку сложно перейти в конструктивное русло решения проблемы, проще остаться в привычном, пусть даже и угнетенном, состоянии. К этому тезису был приведен пример из произведения Горького «На дне», где герой пьесы Лука,утешая обманом людей, находящихся в проблемном состоянии , доводил их в итоге до самого печального конца. То есть он не давая реальной картины происходящего усиливал происходящие деструктивные процессы, хотя со стороны он казался мягким, понимающим и сочувствующим человеком. Третьим аспектом обсуждения было явление манипуляции, когда прося о помощи человек вовлекает в свои проблемы и пользуется своим тяжелым положением жертвы для решения своих задач и проблем за счет помогающего. И последним аспектом проблемы было то, что необходимо сообщать проблемному человеку о том, что он очевидно совершает деструктивные действия по отношению к себе или окружающим. Даже если это послание будет не услышано, такой человек сможет вернуться к этой информации, если в его жизни появятся дополнительные факторы говорящие в пользу того, что его жизненная позиция разрушительна. Главным итогом обсуждения было то, что помогать можно и нужно тем людям которые готовы и хотят помощи. Любые же манипулятивные игры с использованием помощи как повода вовлечь оппонента в решение своих проблем - неприемлемы.

Вторая часть заседания была посвящена чтению главы книги, которую пишет президент клуба. На этот раз освещался период истории Ренессанса в Европе. Главной характеристикой этой эпохи в семейных отношениях явилось то, что соседствовали два диаметрально противонаправленных вектора. С одной стороны это укрепление феодальной власти, строгий религиозный образ жизни, укрепление семьи целым сводом предписаний и регламентаций. А с другой стороны это эпоха расцвета наук, искусств, литературы. Обществу уже тесно в зажатых рамках средневековой морали ограничений и запретов: происходят процессы либерализации. В частности появляется культ любовного романа, желание иметь многочисленные любовные связи, меняется костюм, где женщина демонстрирует красоту своего тела, в частности появляется сильно оголенная грудь. Также в моде образ беременной женщины, даже если она таковой не является, форма платья с помощью специальной техники, создает эффект того, что его обладательница кажется беременной. Противоречивые процессы происходят и в семейных отношениях. С одной стороны это ужесточение ограничений, например появление поясов верности, а с другой стороны смягчение сурового отношения к супружеским изменам. Например Король мог иметь любовную связь с фрейлиной двора и выплачивать специальное жалование ее законному мужу. В целом эпоха была охарактеризована как упадок семейных ценностей и активизация разложение института семьи.

В оставшееся время обсуждались организационные вопросы.


Заседание клуба ОКО 24.10.2015

В первой части заседания были представлены некоторые главы книги над которой продолжает работать президент клуба. На этот раз взор был устремлен в далекое прошлое человечества, туда где формировалась семья первобытных людей. Освещались такие ранние формы отношений как агамия, эндогамия и переход ее в экзогамию, то есть переход от замкнутых родовых отношений к открытым со смешением с соседними родами. Так же освещался вопрос эволюционного перехода от матриархата к патриархату. После первой главы охватывающей историю человечества в миллионы лет внимание автора книги переключилось на период древней истории. Таким образом в фокусе оказались народы населявшие будущие территории славянских этносов, а именно: сарматы, скифы и саки. Описывались особенности их образа жизни, быта, обычаев и форм семейных отношений. Для традиций этих народов было свойственно многобожие и сложная система обрядности связанная со сменой сезонов и времен года. Например, свидетельства тех далеких традиций сохранились для нас в виде праздников Иваны купалы или Коляды. У этих народов были распространены ранние формы семьи, а именно: групповой, полигамный брак, и лишь позднее,появилась моногамная семья. Кроме народов-прародителей славянских этносов, автор включает в свой круг внимания и развитие семейных отношений в раннем исламе. В частности из прочитанного текста члены клуба узнали об особенностях жизни народов востока. Так как мусульманство является монотеистической религией, то этот фактор играл главенствующую роль в формировании семейных отношений. Так Шариат давал очень четкие предписания и регламентировал отношения в семье. Например, женщина востока находилась в значительной зависимости от мужчины и ее права были крайне ограничены. Мужчина же наоборот пользовался значительными преимуществами. Существовали две формы отношений: моногамные и полигамные браки. Самой распространенной формой был моногамный брак. Полигамные браки были характерны для зажиточных сословий, так как содержать гарем из нескольких жен требовало больших финансовых затрат. Полиандрические же браки между несколькими мужчинами и одной женщиной встречались у древних народов Европы. Так как при вступлении в брак требовалось внести выкуп за будущую жену, а семья была бедной, то отец мог купить одну жену для нескольких своих сыновей. В исламе полиандрия запрещалась. В целом ранние формы семьи были характерны для народов где политеизм еще не был вытеснен монотеизмом.

Во второй части заседания обсуждались организационные вопросы.


Заседание клуба ОКО 10.10.2015

Первая часть заседания была посвящена продолжению чтения новых глав книги, которую пишет президент клуба. В этот раз материал представлял собой описание исторического периода средневековья и охватывал географию Европы и Древней Руси. Рассматривались особенности семейных отношений, типы браков, ритуалы вступления в брак, особенности семейного права. Так в Европе основной формой был моногамный брак и патриархальная семья. На Руси же соседствовали формы языческих традиций с новыми христианскими, что выливалось в свою очередь в сложную систему обрядности. Таким образом на Руси еще были живы ранние формы семейных отношений, такие как: полигамные браки, ритуальные оргиастические праздники, вступления в половые отношения до брака, которые в свою очередь уступали место, как и в Европе, моногамному браку и патриархальной семье. Также были освещены особенности влияния Католических и Православных догматов на семейные отношения в Европе и на Руси.

Вторая часть заседания была посвящена обсуждению прочитанных глав, задавались вопросы и вносились предложения. Кроме того развернулась дискуссия на тему основ семьи и в частности шла речь о тех компонентах, которые составляют основу семейной жизни, такие как: воспитание детей, сексуальные отношения, экономически-бытовая составляющая.


Заседание клуба ОКО. 26.09.2015

Первая часть заседания была посвящена чтению книги над которой в данный момент работает президента клуба. Представленный материал охватывал такие проблемы как: явления любви и ненависти, историю семейных отношений. Так первый блок информации анализировал природу человеческих взаимоотношений где любовь, влюбленность, страх и ненависть создают сложный комплекс эмоциональной жизни человека. Во втором блоке была представлена историческая информация о формах семейной и супружеской жизни различных стран и народов. В тексте дается обзор таких стран как древний Китай, Индия, Египет. Затем фокус внимания перемещается на европейский континент и уже более подробно освещается жизнь людей древних Афин, Спарты и Рима. Исторические примеры иллюстрируют широкий спектр форм семейных отношений в различные исторические эпохи. После прочтения материала развернулась дискуссия, где члены клуба высказывали свои комментарии, задавали вопросы и обсуждали затронутые в тексте темы.

Вторая часть заседания была посвящена организационным вопросам.


Заседание клуба ОКО. 12.09.2015

После летнего перерыва клуб «ОКО» возобновил свою работу

Первая часть заседания состояла из завершающей лекции об исторических мифах XVIII столетия на примере жизнедеятельности Петра III и Екатерины II. В частности были рассмотрены периоды: предшествовавший восхождению Петра III на российский престол, его полугодовалое правление Российской империей, готовившийся против него заговор, дворцовый переворот и убийство императора. Были представлены редкие документы, которые известны лишь специалистам и практически не представленные для широкой аудитории.

Вторая часть заседания была посвящена организационным вопросам работы клуба. В частности члены клуба ознакомились с документом, в котором в письменной форме были изложены: миссия клуба «ОКО», его цели, задачи и принципы работы. Члены клуба сошлись во мнении, что данный документ отражает их представление о функционировании клуба. Кроме того, в заключительной части обсуждался вопрос о работе форума. Так как форум сыграл определенную негативную роль в тех деструктивных процессах которые происходили в клубе в прошлом году, то возник вопрос о смысле его дальнейшего существования. Члены клуба высказывали свои мнения по поводу этого вопроса. Например, предлагалось не использовать форум как способ опосредованного общения, так как он мешает психологической работе непосредственно с человеком и приводит к нарушению взаимоотношений. Что форум действует как своего рода катализатор в тех случаях, когда потенциально нуждающийся в помощи член клуба предпочитает переходить на виртуальное общение, что в итоге делает практически невозможным качественный анализ его проблемы. Некоторые члены клуба считали, что форум может существовать как инструмент оповещения и распространения информации о работе клуба, но в тоже время были представлены мнения, что информационно-оповестительные функции может выполнять сайт психологического центра, который в последнее время практически не работал. Было высказано мнение, что форум это способ выражать свои мысли, которые не были высказаны непосредственно на заседании. Президент клуба озвучил свое заявление о выходе из состава участников форума и просил аннулировать его регистрацию, поскольку считает опыт форумного общения деструктивным. В итоге обсуждения было принято предложение всем членам клуба до следующего заседания продумать свое индивидуальную решение по данному вопросу.


Заседание клуба ОКО. 18.07.2015

Прошедшее заседание было последним перед уходом на летние каникулы. Изначально заседание планировалось посвятить исторической лекции и подведению итогов работы клуба, но дискуссия развернулась в другой плоскости. В частности, первая часть заседания была посвящена вопросу, который поднял президент клуба. Вопрос был связан с оскорбительным постом на форуме одного из членов клуба. Президент поднял проблему того, что большинство членов клуба не отреагировали на проявляемую агрессию на форуме, а наоборот поддержали обидчика. Обсуждение данной темы вновь обострили взаимоотношения этого члена клуба с президентом. Дело в том, что несколько месяцев назад проблеме именно этой конфронтации были посвящены несколько заседаний. Оппонент президента доказывал тот факт, что никакой агрессии он не проявлял.Однако обижаемый член клуба открыто заявил о получении агрессии в свой адрес. В свою очередь по предложению президента был проведен текстологический анализ той самой публикации на форуме. Этот анализ явно показывал агрессивную позицию автора интернет поста. Так же президент поднял вопрос о деструктивных процессах в клубе и давней тенденции к расколу и разрушению.

Вторая часть заседания была посвящена другой проблеме появившейся в связи с тем, что два члена клуба, откликнувшиеся на просьбу президента о помощи в осуществлении клубного проекта, потребовали компенсации за свои услуги. В частности они требовали полной 100% процентной компенсации затрат, которые они понесли в поездке в Псков. Мнения членов клуба были неоднозначны, поскольку клуб не обязан компенсировать не оговоренные заранее условия о том, что помощь клубу осуществляется за деньги. Тем не менее, группа членов клуба не посчитали поездку клубным мероприятием и видели это как частное дело президента и его оппонентов. Таким образом президент клуба решил понести всю тягость финансового бремени самостоятельно, несмотря на то, что никакой договоренности изначально между оппонентами не было. Данная ситуация с требованием возмещения долгов оголило проблему взаимоотношения этих двух членов клуба и президента. Эта пара открыто обвиняла президента в манипуляции и использовании их ресурса в своих корыстных целях. Обострение ситуации дошло до прямых оскорблений и брани в адрес президента. В результате дальнейшее совместное пребывание президента и его оппонентов в качестве членство клуба стало невозможным.

В последней части заседания члены клуба выражали свое мнение о случившемся на заседании. В целом для большинства заседание было тяжелым и напряженным. В частности высказывались сожаления о том, что состав клуба в следующем сезоне изменится. В заключительном слове президент клуба высказал свое отношение к происходящему и отметил тот факт, что несмотря на потерю членов клуба давно назревавший конфликт должен был разрешиться. Остаток времени был посвящен организационным вопросам.

Клуб продолжит свою работу в сентябре в обновленном составе.


Заседание клуба ОКО. 04.07.2015

Первая часть заседания была посвящена работе с одним из членов клуба, который хотел разобраться в своем психологическом состоянии по отношению к родному дяде . Видя его деструктивный образ жизни, член клуба ассоциировал его со своей жизнью. Таким образом появлялось негативное состояние и страх перед тем, что ничего хорошего его в жизни не ожидает, а негативный пример дяди был тому ярким подтверждением.

Работа группы состояла из трех фаз: где в первой части задавались вопросы, во второй каждый участник давал свое видение проблемы, а в третьей высказывались рекомендации заказчику групповой работы.

Таким образом обозначился основной круг обсуждения где центральное место занял вопрос страха заказчика перед будущим, перед взаимодействиями с людьми. Были выявлены противоречивые и самоисключающие желания: такие как желание сохранить приемлемые отношения с родственниками, и в то же время желания другой жизни, чем та, которой они живут и которая была раньше у него. Так же было озвучено желание любить и быть любимым наряду со страхом перед этими отношениями. Кроме того сюда примешивался страх остаться одному, а в желании идти навстречу новому: страх перед этим новым и неизведанным.

В последней фазе работы были сформулированы рекомендации, в основном сводившиеся к тому, что следует взаимодействовать с миром и людьми, а не закрываться от него. Отмечался тот фактор, что страх сковывает человека в собственном эгоизме, тем более когда детские травмы и негативный опыт прошлого сильно способствуют этому процессу. И наоборот: подчеркивалось то, что любовь идет по пути отказа от себя и переносе внимания на человека, с которым строишь отношения.

Вторая часть заседания была посвящена исторической лекции представленной президентом клуба. Речь шла о периоде Российской истории 17-18 веков. В лекции были представлены интересные и малоизвестные исторические факты и документы.


Заседание клуба ОКО. 20.06.2015

Первая часть заседания прошла в форме балинтовской группе. В этот раз темой обсуждения были отношения президента и тех членов клуба, которые проявляют в его адрес скрытую агрессию. В связи с этим главным запросом было: что делать в подобных ситуациях?

В первой фазе групповой работы участники задавали вопросы заказчику балинтовской группы для того чтобы выявить основные проблемы. Вопросы в основном касались того,что именно беспокоит и чего опасается президент в случаях проявления скрытой агрессии, какую роль в этой ситуации играет клуб “ОКО”.

На втором этапе участники обсуждения высказывали свое видение проблемы. Озвучивались в основном мнения о том, что агрессия в адрес президента связана с неразрешенностью проблем тех, кто ее проявляет, так же были мнения о том, что президент слишком эмоционально и болезненно воспринимает скрытую агрессию и более того, она указывает на его болезненные точки в системе отношений.

В завершении участниками группы давались рекомендации. В основном они сводились к тому, что заявившему проблему президенту следует относится к агрессии менее болезненно, что при последующем анализе оказалось нецелесообразным поскольку ослабленное реагирование на имеющиеся проблемы приводит к их росту.Так же были выдвинуты пожелания четче организовывать работу клуба и не допускать внезапных изменений в расписании клубных встреч

Во второй части заседания клуба президент провел небольшую лекцию на тему основ коммуникативной деятедльности, где рассказал о базовых законах процесса общения. Говорилось о различных составляющих компонентах коммуникаций таких как язык жестов и тела, невербальные сигналы и контекст общения.


Заседание клуба ОКО. 30.05.2015

Первая часть заседания была посвящена проблеме одной из участниц клуба. Она, управляя автомобилем, столкнулась с чрезвычайно агрессивной реакцией в свой адрес со стороны хама спортивного телосложения на дорогом "Мерседесе". Кроме нее в автомобиле находился ее ребенок. По этой причине она особенно переживала за то, что не могла противостоять натиску огромной силы и достойно выйти из ситуации. Дискуссия развернулась вокруг поиска оптимальной стратегии в подобных случаях. Высказывались версии того, что человек сам обижается больше, чем его обижают. Так же, что ситуация могла быть отчасти спровоцирована самой потерпевшей, которая вместо поиска выхода из складывающихся обстоятельств, пошла на еще большую конфронтацию с тем, кто проявлял агрессию. Другой версией было то, что участница клуба мало отдавала отчета о происходящем, что в итоге и привело к конфликту. Так же была высказана идея о саморегуляции в подобных случаях, когда следует здраво оценивать своего оппонента и реагировать адекватно ситуации - другими словами не лезть под несущийся локомотив. Более того, частично был обсуждаем отголосок темы прошлого заседания про обиды и обидчивость. Говорилось о том, что обида это ущемленная гордыня, когда человек возвышая себя над другими особенно болезненно воспринимает покушения на это самое возвышенное положение.

Вторая часть заседания была посвящена лекции одного из участников клуба, рассказывающая об архитектурных новостях Москвы и Петербурга за последнюю декаду. В ней были освящены главные архитектурные события и представлены самые яркие архитектурные проекты двух городов.

 

В третьей части заседания обсуждалась тема деструктивных процессов происходящих в клубе. Озвучивались предложения вынести на обсуждение эту тему и проработать ее со всеми участниками клуба. Так же высказывались мнения о перво причинах этих разрушительных процессов и способах выхода из складывающийся ситуации.


Заседание клуба ОКО. 16.05.2015

Две части заседания прошли в форме балинтовской группе. Центральным объектом исследования в классической балинтовской группе является проблема отношений врача и пациента. В данном случае темой обсуждения были отношения президента и одного из членов клуба.

В первой фазе групповой работы участники задавали вопросы обоим оппонентам, чтобы выявить основные проблемы. Главная претензия члена клуба заключались в том, что президент использует в его адрес неприемлемые формы обращения, что делает в свою очередь невозможным общение с ним и обращение к нему за психологической помощью. Кроме претензий к президенту были высказаны и претензии к остальным участникам клуба, которые не осудили президента за такое общение, что является по мнению неприемлемым. В свою очередь, президент клуба описывал свое поведение по отношение к оппоненту, как адекватную эмпатическую реакцию агрессии на агрессию.

Во второй части участники обсуждения высказывали свое видение проблемы. Озвучивались в основном мнения о том, что член клуба находится в таком состоянии, при котором у него появляются противоречивые тенденции: с одной стороны - желание получить квалифицированную помощь, быть услышанным, иметь и отстаивать свое мнение и с другой стороны – стремление к сепарации, к отделению себя от общения с президентом и другими членами клуба, вплоть до прекращения своего членства. Также были версии о том, что «да, у президента клуба свои специфические методы, которые могут быть порой резкими и грубыми», но что его оппонент сам воздвигает препятствия для коммуникаций и вступает в конфронтацию, что причиной конфронтации могут быть давние неотреагированные обиды, невысказанные ранее претензии и защитные реакции психики.

В третьей части участниками группы давались рекомендации. В основном они сводились к тому, что заявивший проблему член клуба проделал уже достаточно большую работу, добился значительного личностного прогресса и было бы недальновидным это прекращать. Клуб ОКО прекрасная возможность для того, чтобы проработать волнующие вопросы. Так же были высказаны рекомендации президенту клуба о поиске более мягких форм работы с данным пациентом, которые бы его не травмировали и не приводили бы его к закрытости.

В оставшееся время обсуждались организационные вопросы клуба.


Заседание клуба ОКО. 04.04.2015

Первая часть заседания была посвящена обсуждению критических замечаний к статье председателя клуба «О любви, ненависти и семейных кризисах». На базе этих замечаний вновь обсуждались такие явления как страх смерти, страх за того, кого любишь, влюбленность, любовь с первого взгляда, романтическая и плотская любовь и многие другие.

Вторая часть была посвящена проблеме открытости. Что значит быть открытым или закрытым и к каким последствиям это может приводить? В процессе дискуссии ярко обозначилась такая позиция, как открытость способствует обменным процессам жизни, и напротив, закрытость лишает человека адекватного и трезвого взгляда. Причиной страха открытости является не столько страх перед кем-либо или чем-либо, сколько страх своей собственной презентации с ожиданием негативной реакции. Так человек боится не столько ситуации или другого человека, сколько самого себя. При этом, данный страх, как выяснилось из комментариев и примеров участников, может возникать и в случае ожидания позитивной реакции от окружающих. Подобные явления, как правило, объясняются крайне заниженной самооценкой в сочетании с базовым недоверием миру. И в том, и в другом случае, закрываясь, человек лишает себя реальной информации об отношении с окружающем миром и о себе самом. Он остается в мире своих субъективных иллюзий, боясь контактов с жизнью и ее проявлениями. Лишь открытость позволяет человеку работать с собой и с партнером, устанавливая,таким образом, баланс и конструктивное взаимодействие. Много говорилось о том, что открытость позволяет реальнее оценивать ситуацию и людей, что обеспечивает в последствии ту необходимую степень доверия или недоверия в дальнейшем общении.

Также обсуждались вопросы где и в какой мере человек может быть открытым; вопросы соотношения этикета, особых кодов поведения в разных социальных группах и потребностью в открытом решении возникающих проблем.


Заседание клуба ОКО. 21.03.2015

Обе части заседания были посвящены обсуждению фильма Андрея Звягинцева Левиафан. Для того, чтобы обозначить проблематику, перед обсуждением была представлена вводная информация о истории создания фильма. Участники клуба высказывали свое отношение к фильму и проблематике поднятой в нем. В конце первой части президент клуба отметил малую продуктивность обсуждения и обратился к участникам. По их мнению причиной отсутствия дискуссии было то обстоятельство, что не был очерчен круг вопросов для обсуждения, что в свою очередь приводило к разобщенному выплеску мнений. Второй возможной причиной называлось неумение слушать и слышать, так как участники обсуждения часто перебивали друг друга и общались на повышенных тонах.

Таким образом лишь к концу второй части заседания наметилась конструктивная фаза. Каждый участник смог кратко сформулировать ту тему, которая взволновала его после просмотра фильма. Были сформулированы следующие вопросы и проблемы: Как не попасть вод власть Левиафана? Осознание совершения злодеяния; Проблема персонификации зла; Какой путь выбирает герой?; Зло внутри каждого из нас; Проблема зла; Почему зло в фильме стало развиваться?; Зачем людям смотреть эмоционально сильное кино?; Почему Николай не Иов?; Эгоизм каждого героя; Запуск колеса зла; Действие и бездействие героев; Почему человек живет в состоянии, в котором обращается к Левиафану?


Заседание клуба ОКО. 28.02.2015

Первая часть заседания была посвящена чтению и обсуждению статьи о семейных отношениях написанную президентом клуба. В статье говорилось о том как они развиваются и каким кризисам подвергаются. Основной мыслью статьи была идея того, что любовь это взятые на себя обязательства по отношению к своему супругу или супруге, то есть долг и жертва ради другого человека. Любовь представляется в виде акта самоотречения. На другом полюсе находится чувство страха, с сфокусированностью на своем я и его потребностях.

Так же в тексте говорилось о том, что любовь следует отличать от влюбленности, страсти, влечения, так как подобные чувства представляют собой проявления эгоизма. В таких состояниях искаженной психики человек любит не партнера, а собственные чувства испытываемые по поводу объекта обожания, то есть представляют собой субъектно-объектные отношения. Так же в тексте говорилось о переходе влюбленности в форму жертвенной любви. Кроме того описывались основные кризисы появляющиеся на пути развития семейных отношений, такие как, например: кризис первого года совместной жизни. Особое внимание уделялось идее того, что развитие семейных отношений в большой степени зависит от развития личности каждого из членов семьи. Именно личностный рост является основой семейной жизни.

Оставшееся время первой части и вся вторая часть были посвящены обсуждению прочитанной статьи. Высказывались различные мнения: как позитивные, так и критические. Из вопросов адресованных автору, складывались небольшие дискуссии. Например поднимались такие вопросы как: в чем отличие семейных отношений от супружеских? В чем отличие любви от влюбленности? Есть ли элемент потребительского отношения в выборе партнера? Зачем вообще семья, если детей можно иметь и без супруга? Стоит ли сохранять семью, если отношения в ней тяжелые? Как распределять ресурсы в семье?


Заседание клуба ОКО. 21.02.2015

В первой части заседания была поднята тема того, почему обсуждение вопроса теодицеи вызвало в группе такую бурную реакцию в конце прошлого заседания. В процессе дискуссии выявилось, что некоторых участников данная тема особенно задевает. Возникло открытое противостояние между этими участниками и ведущим. Обсуждение стало принимать характер обвинения ведущего, когда тот указывал на схожесть ситуации в Книги Иова и того что происходит в последнее время в клубе.Обвинители в виду защитных психологических механизмов отказывались видеть схожесть своего поведения с друзьями Иова, и проявляли повышенную агрессию. К концу первой части заседания групповая динамика достигла своего апогея, произошла некоторая переоценка позиций и напряжение пошло на спад.

Во второй части участники клуба, обсуждали итоги первой части заседания, с ее сложной работой. Напряженная ситуация в клубе совпадала с тем, что темы затрагиваемые на последних лекциях посвященных теодицеи, вызывали больше вопросов, чем давали ответов. Вопросы происхождения добра и зла оказались не отвлеченными абстрактными философскими понятиями, а актуальными вопросами определяющими жизнь каждого человека.


Заседание клуба ОКО. 07.02.2015

Первая часть заседания была посвящена организационным вопросам клуба и его регламенту.

Вторая часть заседания состояла из последней лекции на тему теодицеи в философии. Она была посвящена таким мыслителям как: Эммануил Кант, Карл Густав Юнг, Эрнст Симон Блох, Рене Ноэль Теофиль Жирар. Все они выступают с критикой теодицеи выдвинутой Лейбницом, и каждый приводит свои доводы и аргументы, строит свои концепции относительно происхождения зла в этом мире.

Так Кант, отвергая идеи теодицеи с ее оправданием зла и насилия, выдвигает доктриальную и аутентичную теодицеи. Где в первой человек пытается постичь конечную цель Бога, а во второй, где человек определяет проблему зла через сомнение и протест.

Карл Густав Юнг формулирует такие понятия как «персона», «тень», «самость», «коллективное бессознательное», «архетипы», «индивидуализация», «анимус/анима». В концепции юнга важную роль занимает идея духа, как носителя творческих жизненных сил и энергии человека, что на высшем и наиболее универсальном уровне называется Богом. С другой стороны существует «тень», как проявление противоречивых форм бессознательного, выраженного в такой мифологическом архетипе как Трикстер или в праздниках дураков, ослов и многочисленных карнавалах. Также Юнг отрицает традиционный принцип, что Всякое благо – от Бога, всякое зло – от человека.

Эрнест Симон Блох выдвигал такие понятиями как «философия надежды», «онтология Еще-Не-Бытия». Блох восстает против примирения человека перед тираном Богом, считая, что Бог должен спасать, а не наказывать. В своей главной концепции «еще-не-бытия», как основного вектора развития жизни человечества, философ полагает, что проблема теодицеи состоит не в оправдании зла, а в его материальном преодолении при одновременной демистификации ситуации его проявления.

Рене Ноэль Теофиль Жирар вводит такие понятия как «мимесис», «жертвенный кризис» и «заместительная жертва». Философ развивает такую концепцию, где члены общества, желая присвоить себе один и тот же объект, превращаются в «братьев-врагов». Способом устранения появляющейся агрессии и соперничества может быть выбор «заместительной жертвы». «Мимический кризис» становиться «жертвенным кризисом», конец которому кладет «единодушное насилие» над «заместительной жертвой». На место борьбы всех против всех приходит борьба всех против одного. Примерами такого явления являются остракизм в древней Греции, эпос о «царе Эдипе», в Библии убийство Каином невинного Авеля, отношения безвинно страдающего Иова и его друзей. Рене Жирар, как и вышеописанные философы критикует оправдание зла.

Все представленные в данной лекции философские концепции показывают общую тенденцию перехода идеи оправдания зла, характерного для Ветхого завета, к идее полного неприятия зла в завете Новом.


 

Заседание клуба ОКО. 24.01.2015

Первая часть заседания состояла из лекции посвященной продолжению темы теодиции. На этот раз рассматривалось развитие концепции зла и добра в философских работах Канта, Вольтера, Руссо и Блейка. Толчком для развития идей теодиции стало лиссабонское землетрясение. Эта катастрофа с новой остротой поставила перед философами и теологами эпохи Просвещения вопрос о происхождении зла при всемогуществе милосердного Бога. Многие мыслители того времени упомянули это событие в своих произведениях. В частности Вольтер в своей работе «Кандид, или Оптимизм» подвергает критике идеи Лейбница, что мы живём в «лучшем из возможных миров». Герои повести — Кандид, его подруга Кунигунда и наставник Панглосс — колесят по всему миру, присутствуя при сражениях Семилетней войны, взятии русскими Азова, Лиссабонском землетрясении, и даже посещают сказочную страну Эльдорадо. Странствия героев служат автору поводом для того, чтобы высмеивать оптимиста Лейбница с его учением о том, что «всё к лучшему в этом лучшем из миров». Эти слова звучат саркастическим рефреном каждый раз, когда на долю героев выпадают новые бедствия. При этом Кандид всегда приходит на помощь страдающим, что делает просветителя Вольтера во много раз большим христианином, чем теологически философствующего Лейбница.

Вторая часть заседания была посвящена организационным вопросам клуба и его регламенту.


Заседание клуба ОКО. 17.01.2015

В первой части заседания обсуждалась проблема почему не состоялся выезд клуба и намеченная в связи с этим программа. Предлагалось рассмотреть психологические предпосылки приведшие к тому, что мероприятие не состоялось. В свою очередь, некоторые участники видели основную проблему в административном вопросе. В процессе дискуссии проявлялась тенденция к обвинению тех или иных участников клуба и их действий. В конечном итоге обсуждение было прервано председателем клуба для того, чтобы сделать перерыв и перейти к лекции на тему религиозно-философская проблема теодицеи в библейских текстах Ветхого Завета на примере Книги Иова.

Лекция представляла собой исторический обзор идеи теодицеи как оправдания существования зла в мире. В частности речь шла о появлении зла вследствие первородного греха, который определяет деструктивные факторы во взаимоотношении людей. Кроме того рассматривались различные взгляды философов и теологов на проблему познания оснований зла и несправедливости. В частности обсуждались философские концепции Лейбница, Декарта Руссо, Камю и многие другие. Основным материалом обсуждения проблемы был текст Книги Иова из Ветхого Завета и его литературных интерпретаций.


Заседание клуба ОКО. 27.12.2014

В первой части заседания рассматривалась проблема взаимоотношений между близкими родственниками относительно их нужды в спасении через предоставление им избавления или помощи. Особенно обсуждалась разница между помощью и избавлением. Именно это разграничение является принципиальным при выборе позиции во взаимоотношениях с родственниками и стратегии решения их проблем. Помощь представляет собой частичный вклад в труд другого по решению его проблемы, а избавление - это абсолютное принятие на себя всего труда по решению проблемы другого человека. Так же говорилось о мотивациях и целях, которые формируют в человеке желания спасать или помогать в решении проблем своих близких.

Во второй части заседания обсуждался вопрос программы клуба на следующий год. Какие темы и вопросы члены клуба хотели бы включить в круг своих интересов.


 Заседание клуба ОКО. 06.12.2014

Первая часть заседания была посвящена теме, предложенной еще на предыдущем заседании. А именно, почему эмоции и мысли человека порой бывают в диссонансе между собой? Основной вопрос заключался в том, почему даже осознавая проблему или эмоциональное состояние, человек с трудом может совладать со своими чувствами? Почему бывает сложно выйти за границы шаблона поведения и при этом не испытывать прежние эмоции?

Были выдвинуты следующие предположения. Во-первых были попытки выяснить что первично: эмоции или когниции? Далее говорилось о эмоциях с точки зрения биохимических процессов, происходящих в теле человеке. Самым необычным взглядом на эту проблему была идея того, что когниции порождают эмоциональное состояние, так как именно они подготавливают почву для эмоционального восприятия актуальной ситуации. Более того говорилось о совпадении внутреннего и внешнего факторов как о главном катализаторе, запускающем процесс эмоционального переживания.

Вторая часть заседания была посвящена организационным вопросам презентации книги об отце Павле.


Заседание клуба ОКО. 15.11.2014

Первая часть заседания была посвящена нескольким вопросам. В первую очередь было обсуждение временного регламента выступлений для членов клуба в начале и в конце заседаний. Высказывались различные мнения и предложения, но к единому решению прийти так и не удалось. Так же была предложена тема для обсуждения, касающаяся эмоций и мыслей человека, почему они порой бывают в диссонансе между собой. Несмотря на частичную поддержку темы участниками, она была впоследствии отложена на следующее заседание. Далее шло обсуждение писем школьника-убийцы из Челябинска, о котором шла речь еще на предыдущей встрече. Дискуссия развернулась вокруг системных предпосылок, которые толкнули молодого человека на такое тяжкое преступление. Затрагивался вопрос шаткой позиции собственного «Я» школьника, где в прямом смысле от агрессивного и опасного мира он защищался с оружием в руках. Сам системный механизм, приводящий к таким последствиям, не оказался в фокусе внимания, в большей мере очерчивался круг вопросов, касающихся этого случая вцелом.

Вторая часть заседания клуба представляла собой тренинг, посвященный вопросам уверенности в себе, коммуникаций и взаимодействий.


Заседание клуба ОКО. 08.11.2014

Заседание клуба включало в себя две части:1) тема, предложенная участниками, и 2) обсуждение документального материала, ставшего основой театральной постановки.

В первой части была выдвинута тема уважения. Один из участников клуба считал, что к нему недостаточно уважительно относятся, как председатель, так и некоторые члены клуба. В связи с нечеткой формулировкой проблемы, дискуссия развернулась в широкой плоскости, касаясь вопросов самооценки этого участника, его мотиваций и целей, причин его чувств оскорбленности и униженности. В процессе дискуссии наблюдалась схожая тенденция, что и в обсуждении темы страха неизвестности (двумя встречами ранее), а именно некая абстрактность обсуждаемой проблемы. По данной причине обстановка накалялась и была очень эмоциональной. Заказчик темы хотел одновременно и наладить диалог с участниками клуба и в то же самое время считал невозможным для себя это сделать. Но, несмотря на активность большинства участников в своих попытках выяснить первопричины таких переживаний, обсуждение так и осталось в теоретической плоскости отвлеченных категорий.

Во второй части было обсуждение проблемы другого участника клуба, который хотел выявить для себя причину проблемы выбора на своей работе. Была получена быстрая обратная связь. Дискуссия, в отличие от первой части, отличалась конструктивным подходом и четким пониманием проблемы. Участник увидел свою ситуацию в том качестве, в каком она представляет собой диалектическую противоположность. Неуверенность в текущей работе сочеталась с неуверенностью в возможной потенциальной работе и в ее перспективах. Выявленные проблемы обозначили возможные варианты выхода из ситуации.

Далее были чтения уголовного дела, касающегося убийства в Челябинской области. Школьник, впоследствии признанный психически больным, убил своего одноклассника за то, что тот испачкал его чернилами от авторучки. Были зачитаны части уголовного дела, а так же часть переписки школьника-убийцы с отцом. Многие обстоятельства дела указывали на то, что преступление было совершено преднамеренно и заранее планировалось. Данное обстоятельство полностью идет в разрез с заключением следственной комиссии по этому уголовному делу. Обсуждение развернулось вокруг отношения к деталям подобного случая и его психологическим аспектам.


 Заседание клуба ОКО. 25.10.2014

Заседание клуба ОКО состояло из обсуждения темы, заявленной еще на предыдущем занятии и из рассказа участника клуба о его путешествии в Сингапур.

В первой части обсуждался вопрос, касающийся смены имени и фамилии. Зачем люди меняют имена и фамилии? Что они от этого ждут? И что лежит в основе этого желания? Некоторые участники обсуждения нашли эту тему очень актуальной и касающейся их лично. Дискуссия разворачивалась в направлении анализа того, что собственно представляет собой имя и фамилия. Высказывались мнения об очевидных связях с родовым древом. Здесь выявились основы того, что предпосылкой желания их поменять является дисгармония семейных отношений и нежелание носить знак принадлежности к образу жизни, поведению, судьбе родственников. Другими словами выявляется диссонанс внутреннего и внешнего, который и приводит к желанию изменить родовую принадлежность. Кроме родовых предпосылок обсуждался такой аспект имени и фамилии, как своего рода код доступа к человеку, через который можно на него воздействовать. Примером подобных проявлений можно считать, например молитвы, обращенные к святым, небесным покровителям. Так же обсуждение коснулось нумерологии, связи имени и фамилии человека с датами рождения.

Вторая часть заседания была посвящена рассказу о путешествии одного из участников клуба в Сингапур. В презентации речь шла об истории и современности этого города-государства. Были представлены фото материалы, рассказывающие о современной архитектуре и градостроительстве Сингапура.


Заседание клуба ОКО. 11.10.2014

На заседании клуба ОКО, как и предусмотрено регламентом, первая часть была посвящена обсуждению тем, предложенных участниками. Вторая часть представляла собой тренинг.

Для первой части были заявлены 3 темы. Первой была тема смены имени. Почему люди меняют имена и фамилии? Имеют ли они право менять имена и фамилии, данные им при рождении? На что это может повлиять? Почему люди не меняют имена? Почему некоторые женщины меняют свою фамилию выходя замуж,а иногда не меняют. И наоборот, выходя замуж повторно, могут оставлять как свою девичью фамилию, так и фамилию первого мужа? Так был очерчен круг поднимаемых вопросов.

Вторым вопросом, предложенным для обсуждения, была заявка о названии архитектурной фирмы одного из участников клуба. 

Третий вопрос был сформулирован так: можно ли бояться неопределенности? Впоследствии данная тема стала центром обсуждения, которое длилось около часа с лишним. Большинство участников сошлось во мнении, что бояться неопределенности невозможно, и человек боится именно конкретных вещей, а не самой неопределенности. Обоснованием данного вывода, был следующий аргумент: неизвестности боятся невозможно на том основании, что неизвестность и неопределенность предполагают равные возможности как негативного, так и позитивного исхода событий, но человек будет боятся именно негативного исхода, игнорируя тем самым потенциальную возможность позитива. Таким образом в его субъективной реальности внимание концентрируется исключительно на негативном исходе, которого он и боится. До конца обсуждения дискуссия оставалась в рамках абстрактной категории, не переходя на конкретные проявления страхов. Так же попутно был поднят вопрос об общем языке как фундаменте взаимопонимания и коммуникации.

 Вторая часть заседания была посвящена тренингу, заключающемуся в следующем упражнении: требовалось сделать комплимент своему соседу , потом назвать свои самые сильные стороны и свой девиз. Затем нужно было проследить связь между сделанными комплиментами, своими сильными сторонами и девизом. Во время обсуждения были выявлены принципы корреляции между оценками человека со стороны, его собственном представлении о себе и девизом, который он для себя выбрал. Участники обсуждения, которые не получили обратной связи из-за ограниченного количества времени, могли проанализировать связи этих трех категорий уже самостоятельно.